Перенесение мощей преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского. История мощей святителя николая мирликийского Непримиримый борец за истину

22 мая (9 мая по старому стилю) Православная Церковь вспоминает Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (современное название Бари). Это произошло в 1087 г., когда, спасая святыню от возможного поругания, купцы итальянского города перевезли мощи из Мир Ликийских в свой город.

Как свидетельствуют древние источники, в ХI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг.

Город Миры и вся Ликийская страна также были разрушены. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 г. халиф Аарон Аль Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая, но вместо нее он взломал другую, стоящую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков.

В 1087 г. одному священнику города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, явился святитель и велел перенести его мощи из Мир Ликийских в этот город.

Горожане немедленно снарядили три корабля и отправили их за мощами. Чтобы скрыть цель своего путешествия, корабли нагрузили пшеницей, а по пути получили известие, что венецианские купцы также намерены отправиться в Миры для перенесения мощей святого в Венецию.

Достигнув берегов Ликии, они проникли в церковь и разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку, и барийцы увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром.

Пресвитеры Лупп и Дрого совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 г.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барийцев перенес их на корабль.

Сначала барийцам помогал плыть домой попутный ветер, но на следующий день ветер переменился и повернул корабль по направлению к городу Патарам, родине святителя Николая.

Испуганные барийцы стали опасаться, точно ли это мощи архиепископа Николая, не прогневали ли они его своим смелым поступком. И только когда пятеро из них признались, что взяли себе частицу мощей святого угодника, море успокоилось, и подул благоприятный ветер.

8 мая корабли приплыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения.

На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая были торжественно перенесены в церковь святого Стефана, находившуюся недалеко от моря. Торжество перенесения мощей Николая Угодника в церковь святого Стефана в Бари сопровождалось многочисленными исцелениями больных. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма во имя святого Николая, сооруженного специально для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 г. Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже - 22 июня 1197 г.

Мощи Николая Чудотворца и поныне хранятся в Бари в белоснежной базилике Сан Сабино, храме романского стиля ХII века.

В 1882 г. царское правительство обратилось к итальянским властям с просьбой о покупке участка городской земли для создания приюта для русских паломников. Первый камень в основание церкви святого Николая на этом месте был заложен 22 мая 1913 г. Богослужения в храме продолжались до 1937 г., когда церковь перешла в собственность муниципалитета Бари. В 2007 г. православное подворье в Бари вновь было полностью передано Московскому Патриархату .

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая (по новому стилю 22 мая).

В начале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно.
Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Греческая и Армянская Церкви не признали праздника, поскольку считали, что перенесение мощей из Миры в Бар произошло насильственным путем. Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Русская Православная Церковь установила празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар вскоре после 1087 г. на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства.

По российской народной традиции этот праздник называют "Никола Вешний" . Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Бар, была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Происхождение и детство

Святая Витбурга (Витбург) была младшей дочерью благочестивого короля Анны Восточноанглийского (правил с 635 по 653/654 год), который, по преданию, имел шесть святых дочерей и принял мученическую смерть от рук короля-язычника Пенды Мерсийского. Среди сестер святой Витбурги была преподобная Этельдреда, чья нетленная десница почивает в церкви города Или по сей день. Источниками о жизни Витбурги являются «Англо-саксонская хроника», древние предания, а также латинская рукопись «Liber Eliensis» («Книга Или») – хроника, составленная в обители Или в Кембриджшире в начале XII века и содержащая среди прочего краткие жизнеописания нескольких святых жен Восточной Англии.

Когда отец святой Витбурги погиб, она была еще маленькой девочкой. По преданию, ее воспитала кормилица в поместье ее отца в Холкхэме – сегодня это деревня на северном побережье графства Норфолк. Житие XII века повествует о том, что маленькая Витбурга любила играть с другими детьми на побережье Северного моря. Однажды во время игры Витбурга собрала перемешанные с песком камушки в холмик, который внезапно стал увеличиваться. Святая совершила крестное знамение – и с тех пор никто его не мог разрушить. Кормилица преподобной предсказала, что на этом месте появится святой храм, и ее предсказание исполнилось. В VIII веке в Холкхэме действительно был воздвигнут храм в честь святой Витбурги на холме.

Общение с Богородицей и две оленихи

Святая Витбурга какое-то время вела суровую аскетическую жизнь пустынницы в Холкхэме, и в память о ее духовных подвигах это место на несколько столетий было переименовано в Витбургстоу («Святое место Витбурги»). Позднее она перебралась в селение Дерхэм (ранее – Восточный Дерхэм) в центральном Норфолке, где осталась до конца своих дней. Угодница вела на этом месте святую жизнь и основала небольшой женский монастырь, собрав общину преданных Богу инокинь. Писали, что ко времени кончины святой Витбурги строительство монастыря еще не было завершено. По всей видимости, обитель заботилась об образовании, поддержке и окормлении жителей района. Примечательно, что в течение отшельнической жизни святой Витбурги ей неоднократно являлась Пресвятая Богородица. Таким образом, святая Витбурга – один из нескольких примеров ранних английских святых, удостоенных общения и бесед с Царицей Небесной (другим примером является святитель Эгвин Вустерский, основатель Ившемского монастыря на западе страны).

По преданию, однажды во время строительных работ святой Витбурге было нечем кормить рабочих и сестер, разве только остатками черствого хлеба. Угодница стала усиленно молиться, и Божия Матерь явилась ей в видении и повелела отправить нескольких сестер к близлежащему роднику.


Сестры отправились к роднику, указанному Богородицей, и увидели двух косуль, которые позволили себя подоить

На следующее утро монахини пришли к роднику и увидели рядом двух олених (по другой версии: самок косули). Они позволили насельницам себя подоить и чудесным образом дали очень много молока. Оленихи приходили к источнику каждое утро, и их доили. Они обеспечивали обитель, ее работников и гостей молоком на протяжении многих лет. Запасы масла и сыра в общине никогда не истощались. Так Дерхэм стал одним из святых мест Англии, связанных с чудесным посещением Божией Матери. (Он расположен менее чем в 15 милях от деревни Уолзингем, где, по преданию, в 1061 году Богоматерь явилась нормандской аристократке Ришелдис де Фаверше. Так в Англии появилась одна из величайших святынь: точная копия Назаретской горницы, где Деве Марии явился архангел Гавриил с благой вестью, что Она станет Матерью Спасителя Мира. В Уолзингеме также существовали монастырь, чудотворная статуя Богоматери и святой источник).

Враг рода человеческого, видя строгие аскетические труды Витбурги, решил ей отомстить, действуя через земного человека. Так землевладелец, на чьих землях находилась обитель Дерхэм, поддался искушению, стал завидовать Витбурге и задумал причинить ей вред. Он погнался со своими гончими за оленихами и преградил им путь к роднику. Но и на этом не остановился побежденный диаволом человек: он решил убить животных. Но в тот самый день, когда он собирался воплотить свой злобный план, его настигла кара небесная: лошадь внезапно сбросила его, он упал, сломал шею и умер. Эта история изображена на табличке в центре города Дерхэм по сей день. Услышав об этих и других чудесах, все больше людей стали приходить к святой Витбурге за советом.

Посмертное почитание и перенесение мощей

Преподобная пустынница Витбурга отошла ко Господу 17/30 марта 743 года в глубокой старости и была похоронена на кладбище основанной ею церкви в Дерхэме. Через 55 лет, в 798 году, по свидетельству «Англо-саксонской хроники», мощи святой Витбурги подняли из могилы и перенесли в церковь. Останки святой оказались совершенно нетленными . Почитание святой росло, и сотни людей со всех краев стекались к мощам угодницы за исцелением и утешением.

В X веке в Англии начался период возрождения монашества и благочестия после периода разорения IX века из-за набегов викингов. В том же столетии после упадка был снова открыт великий монастырь в Или, куда торжественно поместили мощи святых Этельдреды (его основательницы в 673 году), ее старшей сестры Сексбурги и племянницы Эрменильды (Эрменхильды). В 974 году игумен Илийского монастыря Бритнот счел нужным перенести в свою обитель и мощи младшей сестры Этельдреды – Витбурги – и поместить их рядом. По легенде, это было сделано тайно ночью, да еще и помимо воли жителей Дерхэма.

Мощи святой Витбурги увезли, но в тот же день из могилы преподобной забил целебный источник

Горожане стали оплакивать потерю, но в тот же день из бывшей могилы святой Витбурги рядом с церковью забил источник чистой целебной воды. Чудо было воспринято так: святая утешила верующих в горе, когда им пришлось расстаться с ее земными останками, и не оставила их без своей помощи. Источник освятили в честь святой Витбурги, и на протяжении многих столетий его вода приносила исцеление от различных болезней, привлекая толпы паломников. Вода этого удивительного источника всегда оставалась чистой, и он ни разу не пересыхал, даже в самую жаркую погоду, на протяжении 1000 лет! И этот источник сохранился до наших дней.


Почитание святой Витбурги после перенесения ее мощей в Или продолжалось в этом городе, хотя главной его покровительницей всегда оставалась святая Этельдреда. В «Илийских хрониках» записано, что мощи святой Витбурги были открыты в 1102 году и перенесены в другое место в этой же церкви, а еще через четыре года их поместили в новой огромной церкви в Или (сегодня это Илийский кафедральный собор Англиканской церкви) вместе с мощами Этельдреды и прочих местных святых. Тогда же было обнаружено, что тела святых Сексбурги и Эрменильды к тому времени истлели до костей, тело святой Этельдреды осталось целым и невредимым, а тело святой Витбурги не только совершенно не изменилось, но оставалось свежим и даже с гибкими конечностями! Она выглядела как живая! Об этом свидетельствовал монах Роберт из Или после перенесения мощей упомянутых святых. Нам думается, что этим Господь показывал Свое особое благоволение к святой Витбурге (при этом ничуть не умаляя святости других святых), которая многие десятилетия вела крайне аскетическую жизнь как пустынница, отойдя ко Господу в возрасте более 90 лет и обильно стяжав благодать Божию.

К сожалению, реликварии с мощами святых, хранившиеся в Илийском соборе, были варварски осквернены и уничтожены «реформаторами» в правление Генриха VIII в 1541 году. От мощей ничего не осталось, но каким-то чудом сохранился пьедестал и часть одной раки: до недавнего времени считалось, что это часть раки святой Этельдреды, но историк архитектуры Джон Мэддисон предполагает, что это часть конструкции раки святой Витбурги.

Святые места, связанные с преподобной Витбургой

Расскажем теперь о местах, где сегодня особенно чтят память святой принцессы и игумении Витбурги. Красивый торговый городок Дерхэм (название, возможно, означает «огороженное оленье место») стоит в сердце столь же красивого английского графства Норфолк на самом востоке страны. Основанный святой Витбургой женский монастырь действовал здесь до конца IX века, когда его разграбили датские пираты. В 960-е годы Илийский монастырь помог восстановить церковь в Дерхэме, и, хотя мощи святой Витбурги перенесли в Или, паломники со всей страны устремлялись к святому источнику в Дерхэме на протяжении веков вплоть до Реформации.

В Реформацию даже почитание источников было запрещено! Источник святой Витбурги был почти забыт, но во второй половине XVIII века над ним построили купальню в надежде на то, что город станет известным курортом. Однако купальня так и не сыскала популярности, и в 1880 году местный священник повелел ее снести. После этого источник окружили железными ограждениями, чтобы обеспечить его сохранность. Начиная с 1950-х годов источник постоянно поддерживается в хорошем состоянии, хотя доступ к нему ограничен и разрешается только в определенные дни в году. Вокруг него всегда растут цветы. Он расположен у западной стены большой городской церкви во имя святителя Николая, в которой святую Витбургу чтут по сей день. Каждый год в первое воскресенье июля (перед днем памяти святой 8/21 июля) в конце службы в Свято-Никольской церкви священник окунает веточку розмарина в источник Витбурги и окропляет этой водой верующих. Здание храма датируется XII веком, хотя первая церковь на этом месте была саксонской.


Город Дерхэм пострадал от авианалетов, но церковь осталась целой и невредимой

Город Дерхэм пострадал от авианалетов во время Первой мировой войны, но церковь осталась целой и невредимой . Хотя до сих пор не существует современных икон преподобной Витбурги, эта святая увековечена в трех монументах Свято-Никольского храма: это великолепная современная скульптура святой Витбурги, созданная монахиней, бывшей много лет прихожанкой храма; изображение святой Витбурги на перегородке XV века в приделе Богоматери, а также изображение святой на панели за главным престолом.

В этой церкви хранятся и многие другие достопримечательности: купель XV века, по сторонам которой высечены изображения семи Таинств Церкви; один из немногих сохранившихся в стране средневековых аналоев в виде орла; табличка, на которой увековечены настоятели церкви на протяжении веков и т.д. Алтарь, придел Богородицы и трансепты храма со множеством великолепных изображений на потолке, боковые часовни, викторианские витражи, 500-летняя паперть (крыльцо) с большим количеством религиозных сцен и фигур, а также две башни (одна отдельно стоящая позднесредневековая массивная колокольня и современная башня-фонарь, пропускающая в храм обильный свет) делают Свято-Никольскую церковь настоящей жемчужиной.

Крошечная деревня Холкхэм (название означает «святая деревня»; по другой версии: «ферма в низине») сегодня состоит из нескольких домиков фермеров. Ближайший город – Уэлс-некст-Си. Деревня расположена на территории живописного обширного поместья XVIII века в палладианском стиле под названием Холкхэм-холл (принадлежит графу Лестерскому), которое окружено Холкхэмским национальным заповедником, оленьим парком (где пасутся до 3000 особей), озером и пляжем поблизости. Огромная церковь святой Витбурги, построенная из местного камня (кремния), стоит на месте первоначальной донорманнской церкви на некотором расстоянии от деревни, на круглой возвышенности, со всех сторон окруженная парком. Это единственная в мире церковь, освященная в честь святой Витбурги! Официально она расположена на территории парка поместья Холкхэм-холл, и в зимнее время службы проводятся в частной часовне поместья.


Под полом западной части этого храма были обнаружены остатки донорманнской церкви, сожженной датчанами. Нормандская церковь была перестроена в XIII веке в раннеанглийском готическом стиле, а башня-колокольня того же периода некогда использовалась как дом и телеграф. В XIV веке церковь расширили в декорированном готическом стиле, но к 1700 году храм пришел в крайнее запустение. В XVIII веке леди Маргарет, вдова графа Лестерского, а также 100 лет спустя леди Джулиана, графиня Лестерская, приложили немалые усилия и самоотверженно восстановили, частично перестроили и украсили эту церковь – этим храм был спасен от разрушения. Обе благодетельницы увековечены в этом храме. Единственным видимым напоминанием о святой Витбурге, кроме посвящения самой церкви, здесь является резьба на концах сидений хоров, на которых святая высечена с макетом храма в руке и оленихой у ног. Еще в церкви выделяются старинные алебастровые (гипсовые) и мраморные монументы, а также витражи XIII–XV веков. Все посещающие храм отмечают атмосферу тепла, молитвы, а также пространство и свет. И храм в Дерхэме, и храм в Холкхэме относятся к Англиканской церкви.

В искусстве святую Витбургу обычно изображают как игумению с короной, часто с двумя косулями у ног, иногда с храмом в руке. Ее изображения можно найти на многих витражах и как минимум на шести перегородках в восточноанглийских церквях. Например, в церкви святых Петра и Павла деревни Барнхем-Брум она изображена держащей макет своего храма; на великолепной крестной перегородке церкви святого Андрея деревни Норт-Берлингем – держащей церковь и с оленем у ног; на посвященной жертвам Первой мировой войны перегородке церкви Андрея Первозванного деревни Грэйт-Райбург, где можно найти красивые изображения на панелях и витражи многих других ранних английских святых; на одном из многочисленных посвященных английским святым витражей церкви святого Эдмунда во Фриттоне (все они в графстве Норфолк); в церкви Богородицы в Вулпите графства Суффолк, где ее изображение можно найти на крестной перегородке XV века вместе со святыми Эдмундом, Этельдредой и Феликсом.

Так память об этой православной святой деве, подвижнице, пустыннице, принцессе и игумении сохраняется в ее родном регионе, и мы надеемся, что ее почитание среди православных христиан будет возрастать.

Преподобная мать Витбурга, моли Бога о нас!

В XI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и сёла, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 году калиф Аарон Аль-Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая. Но вместо нее он взломал другую, стоявшую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков. Жители города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, решили спасти мощи святителя Николая.

В 1087 году барские и венецианские купцы отправились в Антиохию для торговли. И те и другие предполагали на обратном пути взять мощи святителя Николая и перевезти их в Италию. В этом намерении жители Бар опередили венецианцев и первыми высадились в Мирах. Вперед были посланы два человека, которые, вернувшись, сообщили, что в городе - все тихо, а в церкви, где покоится величайшая святыня, они встретили только четырех монахов. Тотчас 47 человек, вооружившись, отправились в храм святителя Николая, монахи-сторожа, ничего не подозревая, указали им помост, под которым была скрыта гробница святого, где, по обычаю, чужестранцев помазывали миром от мощей святителя. Монах рассказал при этом о явлении накануне святителя Николая одному старцу. В этом видении Святитель приказывал бережнее хранить его мощи. Рассказ этот воодушевил барян; они увидели для себя в этом явлении соизволение и как бы указание Святого. Чтобы облегчить свои действия, они открыли монахам свои намерения и предложили им выкуп - 300 золотых монет. Сторожа отказались от денег и хотели оповестить жителей об угрожавшем им несчастье. Но пришельцы связали их и поставили у дверей своих сторожей. Они разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку и баряне увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром. Соотечественники барян, пресвитеры Лупп и Дрого, совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 года.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барян перенес их на корабль. Освобожденные монахи сообщили городу печальную весть о похищении иностранцами мощей Чудотворца. Толпы народа собрались на берегу, но было поздно...

8 мая корабли прибыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало еще большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном II.

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая. Вначале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах Христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно. Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Русской Православной Церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства. Слава о чудотворениях, явленных Святителем на земле и на море, была широко известна русскому народу. Их неистощимая сила и обилие свидетельствуют об особой благодатной помощи великого святого страждущему человечеству. Образ Святителя, всесильного Чудотворца-благотворителя, стал особенно дорог сердцу русского человека, потому что он вселил глубокую веру в него и надежду на его помощь. Бесчисленными чудотворениями ознаменовалась вера русского народа в неоскудеваемую помощь Угодника Божия.

В отечественной письменности очень рано составилась о нем значительная литература. Сказания о чудесах Святителя, совершенных на русской земле, стали записываться еще в глубокой древности. Вскоре после перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар град, появилась русская редакция жития и повести о перенесении его святых мощей, написанной современником этого события. Еще ранее было написано слово похвальное Чудотворцу. Еженедельно, каждый четверг, Русская Православная Церковь особо чтит его память.

В честь святителя Николая воздвигались многочисленные храмы и монастыри, русские люди называли его именем своих детей при Крещении . В России сохранились многочисленные чудотворные иконы великого Святителя. Наиболее известные среди них образ Можайский, Зарайский, Волоколамский, Угрешский, Ратный. Нет ни одного дома и ни одного храма в Русской Церкви, в котором не было бы образа святителя Николая Чудотворца. Значение благодатного предстательства великого угодника Божия выражает древний составитель жития, по словам которого святитель Николай "многа великая и преславная чудеса сотвори на земли и на мори, в бедах сущим помогая и от потопления спасая, и из глубины морския на сухо износя, от тления восхищая и принося в дом, от уз и темниц избавляя, от мечнаго посечения заступая и от смерти свобождая, многим многая подаде исцеления: слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание, немым глаголание. Многих в убожестве и нищете последней страдающих обогати, гладным пищу подаде и всякому во всякой потребе готовый помощник, теплый заступник и скорый предстатель и защитник показася, и овым такожде призывающим его помогает и от бед избавляет. Весть великаго Чудотворца сего Восток и Запад и все концы земнии ведят чудотворения его".

Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая May 22nd, 2013

22 мая (9 мая по старому стилю) Православная Церковь вспоминает Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (современное название Бари). Это произошло в 1087 г., когда, спасая святыню от возможного поругания, купцы итальянского города перевезли мощи из Мир Ликийских в свой город.

Как свидетельствуют древние источники, в ХI веке греческая империя переживала тяжелое время. Турки опустошали ее владения в Малой Азии, разоряли города и села, убивая их жителей, и сопровождали свои жестокости оскорблением святых храмов, мощей, икон и книг.

Город Миры и вся Ликийская страна также были разрушены. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами. Мусульмане покушались уничтожить мощи святителя Николая, глубоко чтимого всем христианским миром.

В 792 г. халиф Аарон Аль Рашид послал начальника флота Хумейда разграбить остров Родос. Опустошив этот остров, Хумейд отправился в Миры Ликийские с намерением взломать гробницу святителя Николая, но вместо нее он взломал другую, стоящую рядом с гробницей Святителя. Едва святотатцы успели это сделать, как на море поднялась страшная буря и почти все суда были разбиты.

Осквернение святынь возмущало не только восточных, но и западных христиан. Особенно опасались за мощи святителя Николая христиане в Италии, среди которых было много греков.

В 1087 г. одному священнику города Бар, расположенного на берегу Адриатического моря, явился святитель и велел перенести его мощи из Мир Ликийских в этот город.

Горожане немедленно снарядили три корабля и отправили их за мощами. Чтобы скрыть цель своего путешествия, корабли нагрузили пшеницей, а по пути получили известие, что венецианские купцы также намерены отправиться в Миры для перенесения мощей святого в Венецию.

Достигнув берегов Ликии, они проникли в церковь и разбили церковный помост, под которым стояла гробница с мощами. В этом деле особенным усердием отличался юноша Матфей, желавший как можно быстрее обнаружить мощи Святителя. В нетерпении он разбил крышку, и барийцы увидели, что саркофаг наполнен благоуханным святым миром.

Пресвитеры Лупп и Дрого совершили литию, после которой тот же Матфей стал извлекать из переполненного миром саркофага мощи Святителя. Это происходило 20 апреля 1087 г.

Ввиду отсутствия ковчега, пресвитер Дрого завернул мощи в верхнюю одежду и в сопровождении барийцев перенес их на корабль.

Сначала барийцам помогал плыть домой попутный ветер, но на следующий день ветер переменился и повернул корабль по направлению к городу Патарам, родине святителя Николая.

Испуганные барийцы стали опасаться, точно ли это мощи архиепископа Николая, не прогневали ли они его своим смелым поступком. И только когда пятеро из них признались, что взяли себе частицу мощей святого угодника, море успокоилось, и подул благоприятный ветер.

8 мая корабли приплыли в Бар, и скоро радостная весть облетела весь город. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения.

На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая были торжественно перенесены в церковь святого Стефана, находившуюся недалеко от моря. Торжество перенесения мощей Николая Угодника в церковь святого Стефана в Бари сопровождалось многочисленными исцелениями больных. Через два года была закончена и освящена нижняя часть (крипт) нового храма во имя святого Николая, сооруженного специально для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены папой Урбаном Вторым 1 октября 1089 г. Верхняя часть храма (базилика) была построена значительно позже - 22 июня 1197 г.

Мощи Николая Чудотворца и поныне хранятся в Бари в белоснежной базилике Сан Сабино, храме романского стиля ХII века.

В 1882 г. царское правительство обратилось к итальянским властям с просьбой о покупке участка городской земли для создания приюта для русских паломников. Первый камень в основание церкви святого Николая на этом месте был заложен 22 мая 1913 г. Богослужения в храме продолжались до 1937 г., когда церковь перешла в собственность муниципалитета Бари. В 2007 г. православное подворье в Бари вновь было полностью передано Московскому Патриархату .

Событие, связанное с перенесением мощей святителя Николая, вызвало особенное почитание Чудотворца и ознаменовалось установлением особого праздника 9 мая (по новому стилю 22 мая).

В начале праздник перенесения мощей святителя Николая отмечался только жителями итальянского города Бар. В других странах христианского Востока и Запада он не был принят, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно.
Это обстоятельство объясняется свойственным средним векам обычаем чествования преимущественно местных святынь. Греческая и Армянская Церкви не признали праздника, поскольку считали, что перенесение мощей из Миры в Бар произошло насильственным путем. Греческая Церковь не установила празднования этой памяти, потому что потеря мощей Святителя была для нее событием печальным.

Русская Православная Церковь установила празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар вскоре после 1087 г. на основе глубокого, уже упрочившегося почитания русским народом великого угодника Божия, перешедшего из Греции одновременно с принятием христианства.

По российской народной традиции этот праздник называют "Никола Вешний" . Служба святителю, совершаемая в день перенесения его мощей из Мир Ликийских в Бар, была составлена в 1097 году русским православным иноком Печерской обители Григорием и русским митрополитом Ефремом.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

После мученической кончины святителя Филиппа († 23 декабря 1569 года) тело его было погребено в Отроче монастыре, в Твери. Иноки Соловецкой обители, где он прежде был игуменом, испросили в 1591 году позволение перенести его мощи в свой монастырь. Многострадальное нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом Филиппом для себя еще при жизни, под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы (Шамина), любимого наставника его в монашеских подвигах.

29 апреля 1646 года игумену Соловецкой обители Илии послана была грамота Патриарха Иосифа о торжественном открытии мощей святителя и чудотворца Филиппа. 31 мая мощи переложили в новую раку и поставили в Преображенском соборе.

Святитель Филипп митрополит Московский. В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в 1652 году в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву. В руки святого была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой он молил о прощении грехов своего прадеда Иоанна Грозного, «склоняя» свою власть перед властью церковной. 3 июля святые мощи встречали в Москве: «пастырь, невинно изгнанный, был возвращен на свой престол». В Успенском соборе «на самой средине стоял он 10 дней» и во все дни с утра до вечера был звон, как в Пасхальную неделю. Затем святые мощи были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря.

На месте встречи мощей святителя Филиппа московским духовенством и народом был воздвигнут , от которого получила свое название Крестовская застава в Москве (у Рижского вокзала).

Святитель Филипп, митрополит Московский (+1569). Изложение текста Соловецкого патерика

Святитель Филипп (Колычев) родился 11 февраля (ст. ст.) 1507 года в семье московского боярина Стефана, ближнего человека Великого Князя Василия Иоанновича. Имя его в Святом Крещении было Феодор. В училище, куда отрок был отдан для «книжного учения», он особенно полюбил духовное чтение и «в ранних летах выказывал особенное ».

В правление Великой Княгини Елены Феодор поступил на службу к великокняжескому двору. Положение его было блестящим. Малолетний Иоанн IV принял его в круг своих приближенных. Но не было сердце Феодора привязано к мирским почестям и славе. В 1537 году, 5-го июля (ст. стиля), в третье по Пятидесятнице, «он пришел в храм, и на литургии услышал Евангельский глас: «никто не может служить двум господам, ибо или одного он будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а другому нерадеть» (Мф. 6, 24).

Слова эти, и прежде неоднократно слышанные Феодором, благодатно подействовали на него, и он решился навсегда уйти от мира и всех соблазнов его. Ему известно было о дальней Соловецкой обители и о подвигах ее основателей, преподобных Савватия, Зосимы и Германа.

Втайне от всех, переодевшись в простую одежду, он скрылся из Москвы и направил свой путь на Север.

У Онежского озера, в деревне Хижи (хижины), он прожил некоторое время у благочестивого селянина Субботы. Феодор делил с ним труды и заботы по хозяйству, отчего внешность его изменилась, и «нелегко было узнать прежнего царедворца в сельском пастухе». Приближалась осень, и Феодор покинул гостеприимного хозяина, желая достичь Соловецкого острова до наступления зимы.

Игумен Алексий и братия с любовью приняли нового послушника. Более полутора лет проходил он нелегкие послушания. Феодор приводил иноков «в удивление тою решительностию, с какой старался подражать им, отсекая от себя мирския страсти». Настоятель и братия, видя «благое произволение его», сочли его достойным иноческого чина. Феодор был пострижен и наречен Филиппом.

Новоначальный инок был отдан на послушание иеромонаху Ионе, опытному подвижнику, который в юности своей был собеседником преподобного Александра Свирского, тогда уже прославленного в лике святых. «Иона радовался о своем ученике и пророчески говорил о нем братии «этот будет настоятелем в святой нашей обители».

Инок Филипп выполнял различные тяжелые послушания: смотрел за монастырской кузницей, трудился в хлебне, где он охотно носил воду и дрова. В Спасо-Преображенском сборном храме обители был образ Богоматери «Хлебный», явившийся Филиппу, когда он проходил послушание в хлебне.

Будущему игумену дали послушание при храме, в качестве екклесиарха, и здесь усердное исполнение своих обязанностей снискало ему всеобщее уважение и любовь. Но даже тень славы человеческой смущала инока Филиппа, и он удалился из монастыря в пустынь, ныне называемою Филипповской. Много лет прошло в уединении и сокрытых от посторонних глаз подвигах. Когда он возвратился в обитель, игумен Алексий приблизил его к себе, сделав помощником по разным частям управления. В 1548 году игумен пожелал передать управление монастырем Филиппу. Неоднократно Филипп отказывался от звания настоятеля, но игумен Алексий, в душе своей похваляя смирение избранного им преемника, созвал братию, и, сказав о своей старости и немощах, спросил: «кого по нем изволят они в настоятели?»

Братия согласно назвали Филиппа достойнейшим из всех. Тогда, не смея прекословить общему решению, инок Филипп отправился с несколькими братиями в Новгород к архиепископу Феодосию, который рукоположил его во пресвитера и вручил ему игуменский жезл.

Престарелый игумен Алексий со всею братией торжественно встретил Филиппа на пристани с крестным ходом, ввел в храм и поставил на свое место. 17 августа (ст. ст.) 1548 года игумен Филипп соборно совершил первую литургию. Силы игумена Алексия стали восстанавливаться, и игумен Филипп упросил его продолжать правление, обещая полное послушание. Алексий вторично принял жезл правления и еще полтора года был настоятелем. Филипп удалился в свою любимую пустынь, и еще более строгой, чем прежде, была жизнь его.

Игуменство святителя Филиппа продолжалось 18 лет, считая со дня поставления и до призвания на Всероссийскую митрополию. Соловецкий патерик так повествует о деятельности святого игумена: «На всем легла печать мудрой прозорливости его, не только для тогдашняго, но и для будущего благоустройства обители». Время его настоятельства «…напечатлелось в Соловецкой обители неизгладимыми чертами: там, по истине, если бы умолкли люди, возопили бы самые камни».

Монастырское хозяйство в то время, когда инок Филипп стал игуменом, требовало немалых трудов. Еще оставались последствия сильного пожара, произошедшего в 1538 году. Игумен Филипп увеличил число соляных варниц на морском берегу шестью новыми. Царь Иоанн Васильевич разрешил в 1548 году продавать безпошлинно 10 000 пудов соли (вместо 6 тысяч) и на вырученную сумму также безпошлинно делать закупки. В монастыре готовились к большому строительству: был поставлен кирпичный завод, проводились дороги, было проведено лесоустройство с тем, чтобы беспорядочные рубки не истощали лес. Множество озер острова, общим числом 52, были соединены каналами и сведены к монастырю, у восточной стены которого игумен Филипп благословил копать большое озеро, ныне называемое Святым. За счет системы каналов монастырь был не только обеспечен запасом питьевой воды, но и стены его получили дополнительную защиту с восточной стороны. В то время еще не было тех стен и башен, которые привычны для нашего взора, и поэтому для обороны монастыря озеро имело важное значение. В самом монастыре игумен благословил построить двух- и трехэтажные корпуса для братских келлий. В гавани Большого Заяцкого острова он построил каменную пристань с палатою о поварнею.

При столь нелегких трудах игумен Филипп не усомнился приступить к строительству соборного храма в честь Успения Божией Матери. В храме также предполагалось возвести придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и присоединить к храму просторную трапезную палату. Надеясь на помощь Государя, игумен Филипп обратился за помощью в Москву. Иоанн IV был особенно щедр к Соловецкой обители в то время и пожаловал монастырю в 1550 году Колежемскую волость, а в следующем году деревню Сороцкую (Сорока, ныне Беломорск), где при Троицкой церкви был погребен первоначально Савватий.

Успенский собор был возведен искусными новгородскими зодчими. В 1557 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, игумен Филипп освятил новый храм.

Вскоре после освящения Успенского собора Игумен Филипп объявил братии о своем намерении построить еще более великолепный храм в честь Преображения Господня. Часть иноков высказывала опасение, что нет достаточных средств.

Уповая на помощь Божию, игумен Филипп приступил к строительству. Спасо-Преображенский собор был заложен в 1558 году. «С особенною любовию занимался Филипп сооружением этого храма; все делалось под неусыпным надзором его: своими руками он участвовал в работах, примером своим возбуждая ревность в работавших».

Царь пожертвовал 1000 рублей на новый храм, а в 1559 году разрешил безпошлинный провоз соли и безпошлинную закупку разных припасов. Строительство не было завершено при игумене Филиппе, но он успел приготовить утварь, сосуды, образа, ризы, кадила, серебряные подсвечники, цветные стекла для окон, и под папертью, с северной стороны, ископал себе могилу.

Близилось время, когда игумен Филипп должен был навсегда покинуть Соловецкую обитель и взойти к высокому служению митрополита Всея Руси. Не только в самой обители проявились благие плоды его трудов. В монастырских волостях он входил во все нужды крестьян, вплоть до того, что из монастыря отпускали дрова для варки соли в деревнях. Игумен сам указывал, какие работы когда проводить, и какими семенами засевать поля. Наиболее вредные пороки – пьянство и игра в зернь – были им запрещены, под угрозою изгнания из монастырских волостей.

Более всего игумен Филипп уделял внимание духовной жизни братии. «Переходя от подвига к подвигу, возвышаясь от добродетели к добродетели, он действовал на сердца примером гораздо более, чем словами, – силою любви несравненно более, чем силою власти». Четверо подвижников, подвизавшихся в обители во времена игуменства святителя Филиппа, прославлены Церковью – преподобные Вассиан и Иона Пертоминские и миряне Иоанн и Лонгин Яренгские.

Внимание Иоанна Грозного к обители было связано и с тем, что он благоволил лично игумену Филиппу. Царь неоднократно призывал его в Москву. В 1566 году игумен Филипп был вызван особой грамотой «духовного ради совета». Игумену шел уже 60-й год.

Свой путь в столицу он направил через Новгород. Граждане города просили его быть заступником перед царем, зная о гневе Грозного. Царь объявил игумену Филиппу, что по его державной воле и соборному избранию ему должно быть митрополитом. Игумен просил Грозного не разлучать его с пустынной обителью. Иоанн был непреклонен и поручил архиереям и боярам уговорить Филиппа. Соловецкий игумен согласился принять этот сан лишь с условием, что будет уничтожена опричнина.

При дворе Иоанна Филиппа встретили враждебно. Грозный не выказывал еще гнева, но в особой грамоте повелел «архиепископам и епископам сказать Филиппу, чтобы он отложил свое требование, не вступался бы в дела двора и опричнины». Игумен Филипп был вынужден уступить царской воле.

Святитель Филипп был посвящен в митрополита Московского и Всея Руси 25 июля (ст. ст.) 1566 года. Сам царь казался растроганным миролюбивой речью митрополита.

Приняв на себя бремя правления, святитель Филипп «как бы не отлучался духом от своей возлюбленной пустыни». Он постоянно помнил о соловецкой братии и с радостью принимал приезжавших из монастыря. На дворе митрополии он выстроил храм в честь Соловецких Чудотворцев. В 1568 году им было отдано распоряжение об окончании озера, которое не было закончено в его бытность в Соловках.

«Не напрасно душа святого Филиппа тосковала по мирной Соловецкой обители: над главою митрополита собиралась грозная туча. В январе 1567 года царь переехал из Кремля в свой укрепленный дворец среди опричников и был уже совершенно в руках у этих извергов. Среди общего безмолвия, все ожидали, что раздастся единственный спасительный голос Филиппа».

Митрополит обратился к епископам, но «единодушия между ними не оказалось». Святитель Филипп не устрашился и без помощников вступить в подвиг. Сначала наедине, потом в собраниях он стал обличать царя. «Государь царь! – мужественно говорил Святитель – различай лукаваго от правдиваго; принимай добрых советников, а не ласкателей. Грешно не возбранять согрешающим, но зачем разделять единство державы! Ты поставлен от Бога судить людей Божиих в правду, а не представлять из себя мучителя. Обличи тех, кто неправо говорит пред тобою…».

После таких встреч царь бывал мрачен и задумчив. Малюта Скуратов и Грязной умели пользоваться таким настроением и еще более разжигали его гнев на праведные слова.

Святитель Филипп с твердостию утешал и ободрял скорбных. «Се секира лежит при корени, но не страшитесь, помня, что не земныя блага, а небесныя обещает нам Бог. А я радуюсь, что могу пострадать за вас: вы – мой ответ пред Богом, вы – венец мой от Господа.»

В средокрестное воскресенье, 21 марта (ст. ст.) 1569 года, когда митрополит стоял на своем святительском месте в Успенском соборе, Иоанн с опричниками, одетые в черные рясы поверх кафтанов и высокие черные шапки, вошел на службу. Царь трижды наклонял голову, желая получить благословение от архипастыря, но святитель Филипп не отводил глаза от образа. Свита заговорила вслух: «Владыко святый! Царь Иван Васильевич всея России требует твоего благословения.»

Святитель Филипп обратился к царю с обличительной речью. «Сколько страждут православные! У татар и язычников есть закон и правда, а у нас нет их; всюду находим , а в России и к невинным нет жалости.»

«Иоанн шептал угрозы, стучал жезлом о плиты помоста, и, грозя рукою, произнес: «Филипп, смеешь ты противиться нашей державе! Посмотрим, велика ли твоя крепость.»

Погибель митрополита была решена, но Иоанн не спешил наложить на него руки. Была открыта дорога клеветникам. Сам же царь избегал встречи с митрополитом. Святитель Филипп переехал из Кремля на Никольскую улицу, в Никольский монастырь. 28 июля (ст. стиля) произошло событие, которое дало Грозному повод начать следствие. Святитель Филипп служил в Новодевичьем монастыре и совершал крестный ход в присутствии царя. Когда крестный ход достиг святых врат и митрополит перед чтением Евангелия повернулся к народу, чтобы преподать: «мир всем», он вдруг увидел одного из опричников, стоящего в татарской тафье. Святитель указал царю на кощунствующего, но пока царь обернулся, тот уже успел обнажить голову. Тогда Иоанн назвал митрополита обманщиком и мятежником. Митрополичьих бояр взяли под стражу и пытали.

Пытки бояр не дали результатов, и обвинить святителя было не в чем. Тогда в Соловки был послан недоброжелатель митрополита, епископ Пафнутий с архимандритом Феодосием, князем Василием Темкиным, дьяком Пивовым и военным конвоем. Посланные расточали сначала деньги, а потом прибегли к угрозам, желая склонить соловецких иноков на лжесвидетельство. Тогда Пафнутий прельстил игумена Паисия, и тот, в свою очередь прельстив нескольких монахов, направился вместе с посланцами в Москву, желая возвести клевету на святого.

Иоанн повелел боярам и епископам собраться в Успенском соборе для открытого суда над митрополитом. После чтения доносов святитель Филипп, не считая нужным оправдываться, обратился к Грозному с такими словами: «Царь! ты напрасно думаешь, что я боюсь тебя или смерти. От юности находясь в пустыне, я сохранил доселе честь и целомудрие… Я умираю, желая лучше оставить по себе память невинного мученика, нежели человека, о котором могли бы сказать, что он, оставаясь митрополитом, терпел неправосудие и нечестие.»

Святитель начал слагать с себя знаки своего достоинства, но Иоанн остановил его, сказав, что ему должно ждать соборного определения, и просил его через три дня, 8-го ноября (ст. стиля) служить литургию в Успенском соборе. Во время этой службы в храм вошел Алексей Басманов с опричниками, и, прервав , стал читать обвинительный свиток. Опричники кинулись на святителя и стали срывать с него облачение.

Святителя Филиппа, насильно одетого в рваную монашескую рясу, били метлами по спине, посадили на дровни и повезли из Кремля. Народ, видя бесчестье митрополита, перегородил Никольскую улицу. Святитель Филипп говорил: «Дети! Все, что мог, я сделал; если бы не любовь к вам, и одного дня не остался бы я здесь; уповайте на Бога!»

Праведника взяли под стражу, поместив в Богоявленский монастырь. На следующий день его с поруганием привезли в митрополию, где его встретил царь с епископами и опричниками. Здесь же он встретил своего преемника в соловецком игуменстве Паисия, оклеветавшего его. Святитель Филипп последний раз публично обличил царя.

По знаку царя святого ввергли в темницу. Он был в оковах; связка соломы служила ему постелью. В то время возраст его был 62 года.

Неделю узнику не давали пищи, надеясь уморить его голодом. Когда к нему вошли посланные от царя, то увидели его стоящим на молитве и свободным от оков. Грозный воскликнул, узнав об этом: «Чары!» Запретив разглашать об этом, он велел затворить вместе с узником изморенного голодом медведя. Утром царь пришел сам и увидел, что святой молится, а зверь, не трогая его, спокойно лежит в углу.

Царь определил местом заключения митрополита монастырь св. Николы стараго. На содержание его было отведено четыре алтына в день. Весь род Колычевых подвергся пыткам и казням. До десяти родичей митрополита погибли в застенках один за другим. Святителю принесли голову племянника его, сына младшего брата святого, воеводы Бориса. Грозный велел представить ее со словами: «вот голова твоего сродника: не помогли ему твои чары.»

«Святитель Филипп с благоговением принял жестокий дар, положил окровавленную голову пред собою, сделал перед нею земной поклон, со слезами поцеловал ее и сказал: «блажени, их же избрал и приял еси, Господи, память их в род и род,» – возвратил посланному.»

Народ постоянно собирался около Никольской обители. Иоанн велел перевести узника из Москвы в Тверской Отрочь монастырь. Дорогою святой терпел издевательства приставника, холод и голод.

В декабре 1569 года Грозный пошел со своей дружиной на Новгород. Путь его лежал через Тверь. Не доехав до города, царь послал к святителю Малюту Скуратова, как бы за благословением.

Малюта вошел в келью и, смиренно кланяясь, сказал: «Владыко святый, подай благословение Царю идти в Новгород.» Святитель Филипп, зная, для чего он прислан, не потерял обычного спокойствия. Он отвечал Малюте: «делай то, зачем ты пришел, а не кощунствуй.» Затем, обратясь к иконе, святой начал молиться. Опричник, схватив подушку, зажал ей уста святого и задушил его. Потом Скуратов выбежал из кельи, укоряя приставников и настоятеля, говоря, что митрополит скончался от чрезмерного жара в келье. Все были в ужасе. Малюта велел рыть глубокую могилу за алтарем соборной церкви и при себе опустить туда тело. Это произошло 23-го декабря (ст. ст.) 1569 года.

В 1591 году, при царе Феодоре Иоанновиче, мощи святителя Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь. В этой могиле, приготовленной им самим, мощи его покоились 55 лет.

«Северный край России, с самаго перенесения мощей святителя Филиппа на Соловки, прибегал к заступничеству его пред Богом. В минеи 1636 года мы уже находим службу ему, ту самую, которою и ныне прославляем Угодника Божия 9-го января и 3-го июля. В 1646 году, при царе Алексее Михайловиче, поведено торжественно открыть святые мощи, а в начале 1652 года определено перенести в Московский Успенский собор.»

Память святителя Филиппа совершается:

31 мая / 13 июня – Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, от земных недр в храм Преображения Господня (1646);

3/16 июля – Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца (1652);

Тропарь, глас 8

Первопрестольников преемниче, столпе православия, истины поборниче, новый исповедниче, святителю Филиппе, положивый душу за паству твою. Темже яко имея дерзновение ко Христу, моли за православныя люди чтущия достойно святую память твою.

Тропарь, глас 5 (Перенесение мощей)

Радостный возсия день светлаго торжества: днесь церковная расширяются недра, приемлюще духовных даров неоскудеемо боготворное сокровище, струю благодатей неисчерпаемую, источника чудесем обильна, чудотворивыя и священныя мощи твоя, святителю Филиппе. Темже моли прославившаго тя Дародателя Христа Бога о воспевающих тя и кланяющихся священным мощем твоим.

Кондак, глас 3

Православия наставника и истины провозвестника, Златоустаго ревнителя, Филиппа премудраго восхвалим, пищею словес своих разумно чада своя питающа, той бо языком хваления пояше, устнама же пение вещаше, яко таинник Божия благодати.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!