Современная психология изучает. Психология человека

Что такое психология? Дать однозначный ответ на данный вопрос невероятно сложно. Основополагающие принципы дисциплины были сформулированы в девятнадцатом столетии, однако предпосылки для возникновения психологии как науки возникли задолго до наступления нашей эры. Понимание науки, изучающей мысли, особенности поведения и подсознательные процессы животного и человека, позволяет адаптироваться в современном обществе, раскрыть способности и таланты и добиться признания окружающих.

Краткая история становления психологии как науки

Психология как наука занимается изучением поведения и процессов мышления животных и людей. В переводе с латинского языка Психея означает «Душа», существование которой до сих пор оспаривается большинством ученых. Logos переводится как «понятие; мысль или слово» и представляет собой термин, впервые использованный Гераклитом Эфесским (греческим философом и основателем диалектики). Среди других основоположников современной психологии стоит выделить таких известных деятелей времен античности, как Платон и Сократ.

Они, как и прочие представители школы стоиков (Анаксимен, Анаксагор, Демокрит и ряд других), придерживались точки зрения, что душа представляет собой вполне материальный объект, подлежащий всестороннему изучению. Многие историки считают, что отцом психологии как научной дисциплины является Аристотель, в четвертом столетии до нашей эры издавший ставший впоследствии знаменитым трактат «О Душе». Автор выдвигает теорию о том, что душа обладает различными способностями, такими как размышление, ощущение и развитие, и представляет собой основополагающий принцип движения.

Следующий этап становления психологии как науки приходится на начало шестнадцатого века. Рене Декарт (выдающийся физиолог, механик, физик и математик, живший в семнадцатом столетии) сумел в теории и на практике обозначить наличие такой психофизической проблемы, как взаимная связь тела и души. Также он смог выявить ряд закономерностей, касающихся работы сознания и рефлексов на подсознательном уровне. В дальнейшем основные методы исследования сознания на базе теории Декарта были дополнены влиятельным мыслителем эпохи Просвещения Джоном Локком.

Области и структура психологии

В результате развития психологической науки возникло огромное количество областей, охватывающих самые различные сферы. Когнитивная психология исследует человеческое мышление и особенности развития познавательной функции. Сравнительное ответвление дисциплины изучает поведенческие паттерны представителей животного мира для установления взаимосвязи с шаблонами, которые присущи людям. Принято выделять также следующие области психологической науки:

  1. Судебную. Исследования в данной сфере используются преимущественно в системе правосудия.
  2. Патопсихологию, которая изучает всевозможные патологии и поведение, выходящее за рамки принятых норм.
  3. Клиническую. Передовики в области клинической психологии заняты поисками эффективных методов терапии различных психических расстройств.

Нейропсихология является междисциплинарным научным направлением, нацеленным на понимание особенностей психических процессов и того, как функционирует головной мозг. В данной области используются достижения в информатике, нейробиологии и философии, а к ее основным методам относятся: раздражение и разрушение структурных связей, а также исследование сравнительно-анатомическим способом.

Вся наша жизнь - это бесконечная череда событий, ситуаций, дел, встреч, разговоров, перемен, побед и поражений, надежд и разочарований. Другими словами, жизнь человека - это постоянное взаимодействие его внутреннего мира с окружающей действительностью. Каждый день мы просыпаемся, начинаем свой день, выполняем разные дела, общаемся с множеством людей, ходим на работу, развиваем бизнес или занимаемся чем-то ещё. Жизнь человека в современном мире - это жизнь в мире высоких технологий, нескончаемого потока информации, стремительного развития и перемен. И чтобы соответствовать всем требованиям окружающей действительности, человек должен быть , развитым, способным преодолевать трудности и имеющим несгибаемый внутренний стержень, который всегда будет поддерживать и помогать оставаться сильным. Современный мир готов поглотить человека в считанные секунды, сделать его частью серой массы, обезличить, опустошить и выкинуть на обочину. И если человек не готов к этому, то поражения не миновать. Но есть способ выйти победителем в этой борьбе.

Одними из самых важных знаний для человека в наше время являются знания в сфере психологии, а одним из главнейших навыков - умение применять их на практике. Чтобы разбираться в людях, уметь находить с ними общий язык и общаться, быть способным моментально подстроиться под любую ситуацию, всегда помочь себе и другим, нужно понимать психологию. Чтобы проблемы и стресс, которые сегодня с огромной силой давят на человека, не сломали вас или ваших близких, и вы или они могли продолжить свой путь, нужно разбираться в психологии человека. Чтобы понимать остальных на глубинном уровне, уметь взрастить самого себя, воспитать своих детей, повлиять на окружающих, нужно знать нюансы психологии людей. Чтобы добиваться успехов, достигать новых результатов, покорять новые высоты, жить в достатке, гармонии и благополучии, нужно владеть важными знаниями - знаниями о психологии человека.

Учитывая важность психологических знаний, а также причины, которые мотивируют людей расти и развиваться, их желание становиться лучше и улучшать свою жизнь, мы создали данный курс, который называется «Психология человека». В уроках этого курса мы подробно исследуем очень важные вещи: раскрываем основные и ключевые проблемы психологии человека, этапы и закономерности его развития и , формирования особенностей его поведения и общения с людьми. Этот курс даёт возможность ответить на вопросы о том, как понять психологию человека, как самому оказывать влияние на свою жизнь, окружающих и, главное, самого себя. Изучение психологии и применение в жизни полученных знаний способствует личностному росту, улучшению личной жизни, налаживанию прекрасных взаимоотношений, достижению успехов в профессиональной сфере и других областях деятельности. Данный курс «Психология человека» - это онлайн-тренинг, состоящий из уроков, в которых содержится интересная теоретическая информация о психологии человека, приводятся примеры (опыты, тесты, эксперименты) и, что самое главное, даётся большое количество практических советов, которые вы сможете применить на практике уже в первый день знакомства с тренингом. В конце курса приведены ссылки на полезные материалы: книги (в том числе аудиокниги), видео, записи семинаров, эксперименты и цитаты о психологии.

Психология (от древнегреческого «знание о душе») - это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (что иногда называют «душой») с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов.

Является сложной, но важной и интересной для изучения дисциплиной. Как уже, наверное, стало понятно, психология человека является очень увлекательным направлением научных знаний и охватывает множество разделов, познакомиться с которыми вы, имея желание, можете самостоятельно. Можно даже сказать, что именно с этого момента и начнётся ваше саморазвитие, т.к. вы уже самостоятельно примете решение о том, что конкретно вы бы хотели изучить и начнёте осваивать новые знания. Психология человека, сама по себе, обладает множеством свойств, одним из которых является боязнь всего нового и непонятного. Для многих людей это является преградой на пути саморазвития и достижения желаемых результатов. Мы рекомендуем вам отбросить любые страхи и сомнения, и приступить к изучению материалов нашего сайта и данного курса. Через некоторое время вы будете гордиться собой, благодаря новым умениям и достигнутым результатам.

Объект психологии - это человек. Отсюда можно сделать вывод, что любой психолог (или интересующийся психологией) является исследователем самого себя, благодаря чему в психологических теориях возникает тесная взаимосвязь объективного и субъективного.

Предмет психологии в разные исторические эпохи всегда понимался по-разному и с позиции разных направлений психологической науки:

  • Душа. Такой позиции до начала XVIII века придерживались все исследователи.
  • Явления сознания. Направление: английская эмпирическая ассоцианистская психология. Главные представители: Дэвид Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер.
  • Непосредственный опыт субъекта. Направление: структурализм. Главные представители: Вильгельм Вундт.
  • Приспособляемость. Направление: функционализм. Главные представители: Уильям Джеймс.
  • Происхождение психических деятельностей. Направление: психофизиология. Главные представители: Иван Михайлович Сеченов.
  • Поведение. Направление: бихевиоризм. Главные представители: Джон Уотсон.
  • Бессознательное. Направление: психоанализ. Главные представители: Зигмунд Фрейд.
  • Процессы переработки информации и их результаты. Направление: гештальтпсихология. Главные представители: Макс Вертгеймер.
  • Личный опыт человека. Направление: гуманистическая психология. Главные представители: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй.

Основные разделы психологии:

  • Акмеология
  • Дифференциальная психология
  • Гендерная психология
  • Когнитивная психология
  • Виртуальная психология
  • Военная психология
  • Прикладная психология
  • Инженерная психология
  • Клиническая (медицинская психология)
  • Нейропсихология
  • Патопсихология
  • Психосоматика и психология телесности
  • Онкопсихология
  • Психотерапия
  • Педагогическая психология
  • Психология искусства
  • Психология родительства
  • Психология труда
  • Психология спорта
  • Психология управления
  • Экономическая психология
  • Этнопсихология
  • Юридическая психология
  • Криминальная психология
  • Судебная психология

Как нетрудно заметить, разделов психологии существует множество, и разные направления изучают разные аспекты личности человека и его деятельности. Какой раздел будет по душе лично вам, вы сможете определить, ознакомившись с каждым из них самостоятельно. В нашем же курсе мы рассматриваем психологию человека в общем и целом, не выделяя какие-то направления, виды или разделы, но делая возможным применение новых навыков в любой сфере жизнедеятельности.

Применение психологических знаний

Применение психологических знаний необходимо и полезно совершенно в любой области деятельности человека: семья, учёба, наука, работа, бизнес, дружба, любовь, творчество и пр. Но важно научиться применять в разных ситуациях соответствующие знания. Ведь то, что может эффективно сработать в общении с коллегами по работе, может совсем не подойти в отношениях с любимым человеком. То, что является подходящим для семьи, может не пригодиться в творчестве. Хотя, конечно же, есть и общие приёмы, которые являются универсальными и действуют практически всегда и везде.

Знания о психологии дают человеку множество преимуществ: развивают и делают более эрудированным, образованным, интересным, разносторонне развитым. Человек, обладающий психологическими знаниями способен понять истинные причины происходящих с ним (и другими) событий, осознать мотивы своего поведения и понять мотивы поведения окружающих. Знание психологии человека - это возможность решения множества проблем с существенно большей скоростью и эффективностью, увеличение способности противостоять невзгодам и неудачам, возможность достигать выдающихся результатов там, где другие не могут. Навык применения психологических знаний, при условии его систематического и регулярного закрепления, сделает вас более сильной личностью, обладающей существенными преимуществами перед остальными. Перечислять все плюсы можно очень и очень долго. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И проводя аналогию с этой поговоркой, можно сказать, лучше один раз применить, чем сто раз прочитать.

Также стоит отметить, что знания психологии уже давно применяются вами в повседневной жизни. Но вот только делается это спонтанно, неосознанно и без понимания того, какую силу, мощь и потенциал несут эти знания в себе на самом деле. И если вы действительно хотите стать ближе к «лучшему себе» и улучшить свою жизнь, этому можно и нужно намеренно научиться.

Как этому научиться?

Естественно, знания о психологии не присутствуют у нас с рождения, а формируются в течение жизни. У кого-то, конечно, есть предрасположенность к психологии. Такие люди часто становятся психологами, интуитивно разбираются в людях, немного по-другому смотрят на жизнь. Другим же приходится специально изучать психологические знания, прикладывать больше старания и терпения к тому, чтобы их усвоить. Но, в любом случае, научиться можно всему. И овладеть навыком применения психологических знаний - тем более. Причём, сделать это вы можете самостоятельно.

Есть два аспекта обучения этому навыку - теоретический и практический.

  • Теоретический аспект психологии - это те знания, которые преподаются в учебных заведениях, а также даются в представленном курсе;
  • Практический аспект психологии - это применение новых знаний в жизни, т.е. переход от теории к практике.

Но нередко происходит так, что теория так и остаётся теорией, потому что люди просто не знают, что же им делать с той информацией, которой они теперь владеют. Любые уроки, курсы, тренинги, лекции, семинары и т.д. должны быть направлены на практическое применение знаний в реальной жизни.

С учётом этой особенности и составлен тот курс, введение к которому вы сейчас читаете. Цель данного курса - не только дать вам хорошую теоретическую базу психологических знаний, но и научить вас использовать эти знания. Все уроки курса имеют двустороннюю направленность - это теория и практика. Теоретическая часть содержит в себе самые важные знания по теме психологии человека и представляет собой их квинтэссенцию. Практическая часть, в свою очередь, состоит из рекомендаций, советов, психологических методов и приёмов, рассчитанных на то, что вы будете их использовать.

Данный курс «Психология человека» - это:

  • Систематизированный и понятный любому человеку материал, изложенный в простой, интересной и доступной форме.
  • Сборник полезных советов и рекомендаций, которые легко применять на практике с первого же дня.
  • Возможность увидеть себя и свою жизнь, а также других людей с новой, до этого неизвестной вам стороны.
  • Возможность повысить уровень своего интеллекта, образования и эрудиции на несколько уровней, что, несомненно, играет существенную роль в жизни современного человека.
  • Возможность найти главную мотивирующую силу, которая будет побуждать вас идти только вперёд и достигать успехов.
  • Возможность вырасти как личность, и повысить уровень и качество своей жизни.
  • Возможность научиться налаживать контакт с любыми людьми (от собственных детей и родителей до начальства и хулиганов на улице).
  • Способ прийти к гармонии и счастью.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки психологии

Изучив множество теоретических материалов, выбрав самое важное и адаптировав под практическое применение, мы создали ряд уроков по психологии человека. В них рассматриваются самые популярные разделы и направления психологии, приводятся данные научных исследований и мнения специалистов. Но самое главное - это то, что акцент каждого урока сделан именно на практические советы и рекомендации.

Как проходить занятия?

Информация из уроков данного курса полностью адаптирована для применения на практике и подходит абсолютно каждому. Самое главное здесь, как уже не раз говорилось, это переход от теории к практике. Можно годами читать умные книжки и знать много всего, но всё это будет равно нулю, если так и останется лишь багажом знаний.

Изучение всех уроков вы можете разбить на несколько этапов. К примеру, поставьте себе задачу, изучать по 2 урока в неделю: 1 день - изучение материала, 2 дня - проверка на практике, 1 день - выходной и т.д. Но нужно не просто читать, а именно изучать: внимательно, осознанно, целенаправленно. Сами же советы и практические рекомендации, представленные в уроках, важно не просто один раз проверить или применить, а систематически внедрять в свою каждодневную деятельность. Выработайте у себя привычку всегда помнить о том, что вы изучаете психологию человека - это автоматически будет вызывать у вас желание применять что-то новое в жизни снова и снова. Навык применения психологических знаний на практике со временем станет отточенным и автоматическим, ведь он в большей степени зависит от опыта. И наши уроки как раз и направлены на то, чтобы научить вас, как этот опыт получить и придать ему верное направление.

Дополнения и вспомогательные материалы:

Психологические игры и упражнения

Игры и упражнения, созданные специально для того, чтобы познавать особенности психики человека. Существуют разные виды таких игр и упражнений: для детей и для взрослых, массовые и одиночные, для мужчин и для женщин, произвольные и целенаправленные и т.д. Использование психологических игр и упражнений помогает людям понять других и самих себя, сформировать одни качества и избавиться от других и т.д. Сюда относятся упражнения на развитие разных качеств, преодоление стрессов, повышение самооценки, сюжетно-ролевые, развивающие, оздоровительные игры и множество других игр и упражнений.

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.

Общая психология имеет большое теоретическое значение, так как она призвана раскрыть свойства, особенности и закономерности психики и человеческого сознания в соответствии с основными положениями диалектического и исторического материализма.

Вместе с тем, как и всякая истинная наука, психология имеет своей конечной целью не просто теоретическое изучение своего предмета, но обязательно приложение добытых научных знаний к практике. Задача советской психологии — содействие построению на научных основах методики обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах производства, а также и других видов деятельности людей.

В связи с этим возникли и развиваются отдельные ветви психологии, или частные психологические дисциплины:

1. Педагогическая психология, изучающая психологические особенности и закономерности процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входит изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психологическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы воспитания личности учащихся в школьном коллективе, психологические вопросы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и т. д.

2. Детская психология, изучающая особенности психики детей разных возрастов. Задачей детской психологии является изучение процесса формирования личности ребенка, умственного развития детей, возрастных психологических особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. д.

3. Психология труда, имеющая своей задачей изучение психологических особенностей трудовой деятельности в целях рационализации процессов труда и улучшения постановки производственного обучения. Серьезного психологического изучения требуют такие вопросы, как организация места рабочего, психологические особенности рабочих операций (в том числе и навыков) в различных видах производственной деятельности, изучение психологических факторов повышения производительности труда, изучение способностей к той или другой детальной профессии и закономерностей их развития и воспитания и т. д.

4. Инженерная психология, усиленно развивающаяся в последнее время в связи с совершенствованием техники трудовых процессов. Большое значение в этой отрасли психологии приобретает проблема соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и т. д.

5. Психология искусства, изучающая психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусств (в музыке, живописи, пластике и т. д.) и особенности восприятия произведений искусства, психологический анализ их влияния на развитие личности человека.

6. Патопсихология, изучающая нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях и тем содействующая разработке рациональных методов лечения.

7. Психология спорта, изучающая психологические особенности спортивной деятельности. В задачи этой отрасли психологии входит психологическая характеристика различных видов спорта, анализ процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональных процессов и волевых действий в связи с задачами обучения физическим упражнениям и спортивной тренировки; психологическая характеристика спортивных соревнований, вопрос о значении спорта в формировании морально-волевых черт личности человека и др.

8. Психология космонавта, изучающая особенности психических процессов человека в условиях космического полета, в том числе влияние на психику человека больших физических перегрузок, необычных условий среды во время космического полета, состояния невесомости, особенностей работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени, и т. д.

Таким образом, психология имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение в связи с задачами рационализации различных видов человеческой деятельности.

Нельзя, однако, рассматривать эти практические отрасли психологии как простое применение теоретически обоснованных психологических закономерностей к тем или другим случаям практической жизни. Практика не только обогащается теорией, но и сама помогает теории стать на правильный путь. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты психологические закономерности.

Всякое научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а в связи с разрешением практических задач в тех или других видах человеческой деятельности. Изучая закономерности психики, психология делает это не в отрыве от тех или других видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать данные психологического исследования для улучшения этих видов деятельности.

Объект и предмет психологии Вся существующая реальность выступает объектом и предметом изучения в различных системах научного знания среди которых особое место в жизнедеятельности людей занимают психологические науки. Объектом психологии выступают не только люди человек но и другие высокоорганизованные животные особенности психической жизни которых изучает такая отрасль психологии как зоопсихология.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема № 1. Психология как наука

Вопросы

1.Объект и предмет психологии;

2.История и особенности данной науки;

3.Структура психики;

4.Отрасли психологии;

5. Методы исследования.

Вопрос № 1. Объект и предмет психологии

Вся существующая реальность выступает объектом и предметом изучения в различных системах научного знания, среди которых особое место в жизнедеятельности людей занимают психологические науки. Их объектом является все то в реальном мире, что выступает действительным или потенциальным носителем психического. А предметом — психика, психическое во всех формах и разновидностях существования: закономерности возникновения, формирования, функционирования и проявлений психики, ее отдельных феноменов. Психология в переводе с греческого — учение, знание о душе («псюхе» — душа, «логос» — учение, знание). Это наука прежде всего о закономерностях психической жизни и деятельности человека и различных форм общностей людей. Психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики (А. В. Петровский). Объектом психологии выступают не только люди, человек, но и другие высокоорганизованные животные, особенности психической жизни которых изучает такая отрасль психологии, как зоопсихология. Однако традиционно основным объектом психологии является человек. В таком случае психология — это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности. Объектом психологии выступает не только конкретный и отдельный человек, но и различные социальные группы, массы и другие формы общностей людей.

Вопрос № 2. История и особенности данной науки

Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в до н.э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них. В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй — когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н.э. - середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй — чуть больше столетия; (середина XIX в. - настоящее время). По словам Г.Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю.

Таблица 1. Этапы развития психологии как науки

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ

Хронология

Предмет изучения

Важнейшие итоги

VI в. до н.э. – V в.

Душа

Формирование двух направлений – материализма и идеализма — в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях — ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении,

аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).

Выделение проблем: “душа и тело”; “врожденное - приобретенное”. Указание на внутреннее чувство как способ познания души

V – XIII вв.

Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний

Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии исследования

XIV – XVI вв.

Дальнейшее развитие учения о душе в контексте развития анатомофизиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв.

Отказ от души как предмета исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений.

Введение термина “психология”

XVII – сер. XIX вв.

Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления сознания

Формирование эмпирической интроспективной и асоцианистической психологии.

Понятие о бессознательной психике.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

Нач. XIX – б0-е гг. XIX в.

Деятельность нервной системы и органов чувств.

Соотношение между физическим и психическим.

Измерение скорости протекания психических процессов

Формирование естественно научных предпосылок психологии как самостоятельной науки.

Экспериментальный метод.

Факты и теории ощущений и восприятии.

Формирование психофизики.

Формирование психометрии.

Учение о рефлексе

60-е гг. XIX в. – конец XIX в.

Непосредственное содержание опыта.

Психические акты и психические функции.

Психика и сознание в связи с их адаптивной функцией в поведении

Проникновение экспериментальных методов в психологию.

Формирование теоретических программ психологии.

Раскол психологии на индивидуальную физиологическую, ориентированную

на естествознание, и духовно-научную, ориентированную на историю и культуру.

Возникновение прикладных исследований в психологии.

Возникновение новых областей психологии

10-е гг. – сер. 30-х гг. XX в.

Поведение.

Целостные психические структуры.

Бессознательное.

Сознание в его общественно-

исторической

обусловленности.

Смысловая структура душевной

жизни в соотношении с исторически возникшими ценностями.

Установка.

Развитие высших психических функции.

Психологическое исследование деятельности

Открытый кризис в психологии.

Возникновение школ в зарубежной науке: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая психология, индивидуальная психология, аналитическая психология и др.

Возникновение советской психологии: теория установки, поведенческие направления, культурно-историческая теория, теория деятельности.

Развитие психотехники и педологии в отечественной

и зарубежной психологии.

Развитие естественно научных представлений о физиологических механизмах психической деятельности и двигательных актов.

Возникновение проблемы “психология и марксизм”

Конец 30-х – 50-е гг. XX в.

Эволюция в рамках базисных подходов предшествующего периода

Эволюция научных школ периода открытого кризиса.

Необихевиоризм, неофрейдизм. Возникновение новых

отраслей и направлений: генетическая психология,

персоналистические концепции личности и др.

Дискуссии в советской психологии (о перестройке науки на основе павловского учения, о теории установки).

Развитие теории деятельности в советской психологии

60-е гг. XX в. – конец XX в.

Продолжение развития ранее выявленных предметных областей.

Процесс ориентировки.

Когнитивные структуры и их роль в поведении.

Личность

Возникновение новых на правлений в зарубежной психологии: гуманистическая психология, логотерапия, когнитивная психология.

Возникновение теории поэтапного формирования умственных действий и понятий в советской науке.

Дискуссии в советской психологии о предмете психологии, по проблемам бессознательного, общения и др.

Вопрос № 3. Структура психики

Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики : ее сущности, истоков, содержания, форм проявления, функций и т. п. В самом общем виде психика — это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т. п. Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоциональных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и деятельности, их результатах и других внешне выражаемых реакциях: например, покраснении (побледнении) лица, потовыделении, изменениях в ритмике сердца, артериальном давлении и др.

Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи — головного мозга. Из данного положения вытекает два важных для понимания психики вывода.

1. Не всякая материя обладает свойством психического. Психика — это особое свойство только головного мозга, именно живого и функционирующего мозга. Непосредственным субстратом, носителем психического выступают те нейрофизиологические процессы, которые происходят, протекают в головном мозге. Эти процессы являются материальной основой психической деятельности, но нетождественны ей.

2. Выступая свойством особым образом организованной живой материи, психика неотделима от этой материи и не существует вне данной материи. Ведь свойство — это определенная сторона, грань качественной характеристики материи. Важно уяснить, что психическое вторично по отношению к материи, свойством которой она является, а также и к остальной, существующей независимо от психики человека материи. Хотя, конечно, именно через взаимодействие человека с окружающей его материальной и духовной объективно существующей и в различных формах проявляющейся (социальной, физической, химической, биологической, духовной) средой и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического.

Сущность психики состоит в отражении. Это особая форма отражения особым образом организованной материи. Психика — это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериальное) отражение реальной действительности. Прежде всего это отражение субъективно , индивидуально, своеобразно, так как внешние воздействия как бы преломляются через призму знаний, опыта человека, его потребностей и интересов, индивидуально-психологических особенностей, своеобразие ситуативных психических состояний индивида и т. п. Этим же определяется и другая особенность психического отражения действительности — оно не только зеркально, но и избирательно : человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодействует со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и интересов, устремлений. При этом он, как правило, опирается на свой профессиональной, в целом социальный опыт.

Характерной особенностью психического выступает активность. В каждом акте психического содержится не только констатация той или иной стороны действительности, но и отношенческий аспект, обусловленный системой ценностно-смысловых образований, потребностных состояний, притязаний личности. Тот или иной характер отношения человека к действительности побуждает его проявлять соответствующую активность.

Психическое отражение неодномоментно . Это процесс непрерывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, к все более полному и глубокому познанию мира. Это отражение обладает способностью идти от восприятия формы проявления действительности к пониманию истоков и содержания, от содержания к пониманию сущностных особенностей вещей и явлений мира.

Одной из особенностей психического является способность опережать ход событий , предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познания тенденций, закономерностей развития объективной реальности. Выявляя причинно-следственные связи и закономерности развития мира, человек в своем воображении может сознательно намечать цели деятельности, планировать ее и тем самым предвидеть будущее. А это позволяет ему осознанно прилагать волевые усилия для преобразования настоящего в интересах будущего. И в этом смысле сознание как бы творит мир. Как видим, при определенном развитии психика способна к так называемому опережающему отражению действительности {П.К.Анохин), например проектированию и созданию новых образцов техники, архитектурных и других сооружений, предвидению экологических процессов и явлений (смены времен года, землетрясений, затмений солнца и т.п.). В таком случае можно говорить о первичности психики, сознания человека по отношению к отдельным сторонам проявлений материи.

Выделяют три уровня психического отражения:

  1. досознательный (безусловно-рефлекторный, природообуслов-ленный);
  2. сознательный (условно-рефлекторный);
  3. послесознательный (условно-рефлекторный — автоматизмы, установки и т.п.).

Таким образом, в психике есть две стороны: неосознаваемое (как досознательное, так и послесознательное) и осознаваемое (С. Л. Рубинштейн).

Следует подчеркнуть, что сознание человека — это высший этап в развитии психики. Его возникновение и развитие обусловлены не только биологическими предпосылками, но и социально-историческими обстоятельствами. Последние играют определяющую роль в формировании в развитии сознания. Процесс развития сознания определяется всем ходом развития человеческого общества, процессом развития человеческого познания, накопленными в обществе знаниями. При этом сознание людей не только обогащается, но и начинает носить все более обобщенный и абстрактный характер.

Исключительно большое значение имеет понимание истоков, происхождения человеческой психики. Психика человека, и в первую очередь его сознание, — результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и включения в разнообразные виды деятельности (игра, учеба, научно-познавательная, производственная и другая деятельность). Особую роль в развитии сознания играет вторая сигнальная система — язык и речь как формы ее выражения. С помощью языка человек может информировать других людей (и получать от них информацию о прошлом, настоящем и будущем, передавать и приобретать социальный опыт). С помощью языка осуществляется особая форма обогащения людей: их взаимообогащение, развитие качеств мышления, памяти, внимания, профессионального воображения, эмоциональной и волевой сфер личности, формирование человеческих потребностей (эстетических, нравственных, профессиональных и др.).

С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики: побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и исполнения (знания, умения, навыки, привычки, способности человека).

К числу других функций психики человека относятся: функция отражения, формирования образа, функция смыслообразо-вания и понимания, функция отношения, целеполагания, накопления опыта, самопознания.

Все многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие четыре группы.

1. Психические процессы человека:

а) познавательные (ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь);

б) эмоциональные (чувства);

в) волевые.

2. Психические образования человека (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.);

3. Психические свойства человека (направленность, характер, темперамент, способности личности);

4. Психические состояния: функциональные (интеллектуально-Познавательные, эмоциональные и волевые) и общие (мобилизованности, настроенности, готовности, апатии, неуверенности и т.д.).

Содержание психики человека определяется реальной действительностью, которая, отражаясь психикой, закрепляется в ней в виде характеристик психических процессов, психических образований, свойств, состояний. В этом смысле содержательными компонентами психики человека являются профессиональные, нравственные, политические, эстетические, правовые, экологические и другие знания, взгляды, убеждения, позиции, отношения и т. п. личности.

Вопрос № 4.Отрасли психологии

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».

Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.

Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.

Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Специальные отрасли психологии (рис. 3), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой.

Гинетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые явяются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.

Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.

Вопрос № 5. Методы исследования в психологии.

Все методы в психологии делятся на две группы:

1.Основные - наблюдение и эксперимент;

2.Вспомогательные - тестирование, опросные: анкетирование, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности, моделирование.

Таблица 2 Методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных

Основной метод

Вариант основного метода

Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее (самонаблюдение)

Свободное

Стандартизированное

Включенное

Стороннее

Опрос

Устный

Письменный

Свободный

Стандартизированный

Тесты

Тест-опросник

Тест-задание

Проективный тест

Эксперимент

Естественный

Лабораторный

Моделирование

Математическое

Логическое

Техническое

Кибернетическое

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение , или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспек-тирование по его заданию. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение , напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену. Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых, судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение 1 . Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает. Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих. Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступно. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это — попытки построения перцептронов — машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.

Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ.

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

Тест к теме № 1 «Психология как наука»

Психика – это

  1. часть организма;
  2. особая способность мозга;
  3. сознание человека;
  4. свойство личн о сти;

Какой уровень психики отвечает за интуицию?

  1. неосознанный;
  2. сознательный;

Объект психологии как науки

  1. психика;
  2. сознание;
  3. поведение;
  4. человек; +

Психология как наука выделилась из

  1. педагогики;
  2. философии;
  3. медицины;

Изначально психология трактовалась как наука о

  1. сознании;
  2. поведении;
  3. душе;

Высший уровень развития психики

  1. досознательный
  2. послесознательный
  3. сознательный;

Структура психики включает процессы, образования,…

  1. состояния;
  2. опыт;
  3. установки;
  4. свойства;

Назовите не менее трех отраслей психологии

________________________________________________________

________________________________________________________

К основным методам исследования в психологии относятся

  1. опрос;
  2. тестирование;
  3. наблюдение;
  4. эксперимент;

Стандартизированный метод исследования

  1. опрос;
  2. тест;
  3. интервью;
  4. моделирование;

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

1360. Психология смеха 51.76 KB
Начнем с того что поставим вопрос о видах смеха. Так Шопенгауэр утверждал что смех возникает тогда когда мы внезапно обнаруживаем что реальные объекты окружающего нас мира не соответствуют нашим понятиям и представлениям о них. Перед его воображением носились очевидно случаи когда такое несоответствие вызывало смех. Та же самая отвлеченность была характерна и для многих смеховых классификаций.
7319. Психология учения 18.63 KB
Структура учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности и ее формирование. Основные характеристики учебной деятельности по Ильясову отличающие ее от других форм учения. Предмет учебной деятельности то на что она направлена – усвоение знаний овладение обобщенными способами действия обработка приемов и способов действия их программ алгоритмов; изменение в субъекте учебной деятельности.
7321. Психология обучения 16.67 KB
Обучение понятиям. Обучение понятиям Понятие обобщенное знание о предмете раскрывающее его существенные объективные связи и отношения имеющие значение для общественной практики. Принято различать два вида понятий – житейские и научные понятия...
21821. Психология беременности 38.13 KB
Более того в христианском мире к которому по праву принадлежит и наша страна на протяжении столетий сформировалось особое отношение к материнству как важнейшей духовно-нравственной ценности достойной почитания и прославления. Таким образом материнство понимается как осознанная потребность в рождении воспитании детей предполагающее эмоционально-ценностное отношение к ребенку как объекту любви и заботы. Объект исследования материнство как психологический феномен. Различные подходы к пониманию материнства Родительство представляет собой...
10399. Психология личности 22.96 KB
Самооценка Что такое самосознание В психологической науке принято следующее определение: Совокупность психических процессов посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности называется самосознанием а его представления о самом себе складываются в определенный образ Я. каким он бы должен стать чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Обычно фантастическое Я сопровождается словами если бы что означает каким субъект желал бы стать если бы это оказалось для него возможным. Она...
11316. ПСИХОЛОГИЯ ЛИДЕРСТВА 119.41 KB
Цель работы – изучить специфику лидерства (функции лидера и стили лидерства), познакомиться с различными подходами в построении теорий происхождения лидерства и рассмотреть его современные модели, а также проанализировать факторы тревоги и стресса, с которыми руководитель вынужден сталкиваться каждодневно в своей профессиональной деятельности.
10969. Психология групп 18.91 KB
Виды групп: Группы Условные Реальные Лабораторные Естественные Большие Малые формальные неформальные референтные нереферентные Условные группы – объединенная по определенному признаку характеру деятельности полу возрасту уровню образования национальности и т. Реальные группы – ограниченная в размерах общность людей существующая в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями например школьный класс воинское подразделение семья и т. Лабораторные группы – это группы созданные в интересах...
2163. ПСИХОЛОГИЯ И ИНФОРМАТИКА 30.1 KB
Индекса Цитирования Science Cittion Index SCI. ИНИ приступил к изданию Индекса Цитирования по гуманитарным и общественным наукам Socil Science Cittion Index SCCI. В сетях цитирования сразу же обнаружились звезды ученые получающие сравнительно с другими наибольшее количество ссылок. По данным Института научной информации мировой массив статей попадающих в сети цитирования распределяется следующим образом
1720. ПСИХОЛОГИЯ И МАРКЕТИНГ 27.42 KB
Маркетинг - это система мероприятий, которые предпринимаются организациями для сбыта и распространения своей продукции на различных рынках. Причем в сбыт продукции входят и ее разработка, и организация производства, и доставка, и система гарантийного обслуживания и прочее.
7323. Психология воспитания 16.37 KB
Очень часто воспитательное воздействие учителя на ученика оказывается неэффективным из-за того что педагог не различает в педагогическом процессе собственные проблемы и проблемы учеников. По его мнению если учитель пытается решить проблему ученика за него самого или переложить ответственность за решение собственной проблемы на учеников возникает взаимное непонимание и педагогический процесс становится неэффективным. Как же отличить проблему принадлежащую учителю от проблемы принадлежащей ученику Проблема принадлежит учителю если он...

Психология – это наука, занимающаяся изучением психической деятельности человека, формирования познавательных процессов, свойств и состояний психики. Также психология изучает воздействие на психику внешних факторов и взаимодействие между индивидуумами в обществе. Существует множество разделов общей психологии, и в каждом из них изучается определенная область проявлений психики, к примеру, педагогическая психология, возрастная психология.

Психология как наука

На протяжении всей истории человечества существует потребность в разделении и исследовании психологического склада людей. Многие ученые древности затрагивали тему психологии и выделяли некоторые аспекты в плане идеализма и материализма.

Основоположником идеализма и дуализма считается Платон, который впервые распределил людей по имеющимся у них личным качествам – разум в головах, мужество в груди и вожделение в животе. Считалось, что руководители обладают разумом, воины – мужеством, а рабы – вожделением. Кроме того, Платон уделял особое внимание человеческой душе, и считал ее чем-то божественным, существующим отдельно от тела и познающим вечные истины. Таким образом, Платон выделял два самостоятельных начала, и его учения стало первым в таком роде.

Его последователем стал Аристотель, ставший родоначальником материализма – направления, утверждающего, первичность материи и вторичность сознания человека. Аристотель стремился к тому, что психология это часть медицины, но полностью объяснить поведение человека с такой точки зрения ему не удалось. Именно поэтому Аристотель впервые выдвинул теорию неразделимости тела и души.

Опираясь на труды этих ученых, многие философы работали в направлении изучении психики и поведения человека. В 1879 году известным психологом Вильгельмом Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория, что стало началом развития психологии как экспериментальной науки.

Предмет изучения психологии

Психология — это наука, которая рассматривает человека как субъект деятельности, особенности его становления и личные качества, способность познавать мир и взаимодействовать с ним. Немаловажным аспектом является изучение возникновения и развития психики человека, основ психической деятельности, особенностей формирования психических образов мира и их воплощение в реальность, единство социальных и биологических факторов в жизни человека, индивидуальных особенностей личности, поведения индивидуума в социальной среде и в конкретных видах деятельности.

Познание самого себя настолько же важно, как и познание окружающего мира, поэтому основами общепсихологических знаний должен обладать каждый. Это помогает правильно взаимодействовать с другими людьми, стремиться к постоянному совершенствованию и развитию, уверенно чувствовать себя в любой среде. Психология применяется в самых разных сферах деятельности человека, что поспособствовало развитию ее отраслей – медицинской, юридической, педагогической, военного дела, маркетинга.

Общепсихологические знания нужны всюду, где есть необходимость в использовании ресурсов человеческой психики. Психология широко применяется в клиниках, школах, в управленческих структурах, в центрах подготовки космонавтов и социального развития. Сегодня существует множество квалифицированных специалистов, владеющих теми или иными методами, и оказывающих профессиональную помощь всем, кто в ней нуждается.

Методы психологии

В настоящее время невозможно выделить какую-то универсальную методику, подходящую для каждого конкретного человека, потому разработано множество направлений, помогающих разбираться в особенностях поведения. Психология различает следующие наиболее интересные методы:

  • психоанализ – данный метод используется чаще всего при решении личных проблем и внутренних переживаний. Опытный специалист проводит тщательную работу с бессознательными детскими воспоминаниями, которые зачастую и являются причиной проблем во взрослой жизни;
  • телесно-ориентированная терапия – некоторые психологи считают, что при подавлении эмоций в теле наблюдаются так называемые мышечные зажимы. Для их расслабления необходимо применять специальный массаж и упражнения;
  • позитивная психология – это рассмотрение конкретной ситуации в целом, видение ее позитивных и негативных аспектов. Благодаря такому подходу, появляется возможность раскрыть и развить скрытые способности человека, что помогает ему справиться с определенной проблемой.
  • гештальт-психология – это способность осознавать себя «здесь и сейчас», помогающая лучше справляться со стрессовыми ситуациями благодаря осмыслению личного опыта.

Зачастую, при возникновении проблем личного характера человек спешит за помощью к специалисту, владеющему каким-либо методом психологии. Если максимально подобрать его для конкретного пациента, можно эффективно выяснить причину проблем и справиться с проблемой.

Главные задачи психологии

Основной задачей является осознание психических особенностей посредством раскрытия предметных связей, ставших причиной появления психические явления. Такое психологическое познание следует понимать как осознание психических особенностей через раскрытие связи с окружающим миром. Таким образом, становиться очевидным, что психология это наиболее практичная наука, рассматривающая сущность человека, поскольку благодаря ее изучению можно познать самого себя, других людей и окружающий мир.

Постоянный интерес к самопознанию и обогащению внутреннего мира объясняется тем, что наблюдается тенденция к интеграции всех аспектов жизни общества – экономической, политической и духовной, как основе благополучия. Это объясняется тем, что классические понятия экономики (решение технологических задач в хозяйственной деятельности) отодвигаются на второй план более новыми задачами – модернизированными концепциями, направленными на решение гуманитарно-психологических проблем.

10 thoughts on “Психология – это…

    Безусловно, психология — наука сильная! Сущность человека, его помыслы во все века вызывала у философов целую бурю споров в поисках истины…
    В одном уверен чётко — какие-то основы гештальт-терапии нужно знать. Это может пригодиться в экстремальной ситуации.

    Я тоже считаю, что психология нужна абсолютно в любой сфере деятельности. Чем бы человек не занимался, его окружает сплошная психология. Даже если он профессионально не на высоте, но при этом сильный психолог, взлет по карьерной лестницу обеспечен

    Все часто считают себя хорошими психологами! Будь то менеджеры при продажах или риелторы! Но многие из них часто всё же ошибаются в людях или сами становятся жертвой ещё большего психолога!
    Часто всё больше слышу что «Психология-это жизнь»!

    Еще не освоив толком психологию люди сделали ее оружием воздействия на самый непознанный орган — мозг и методом манипулирования. Мне не нравится, что психология преподается в каждом втором вузе. Это наука не для каждого. Ей место только в медицинских вузах.

    Считаю, что в каждой семье должен быть психолог или просто нужно всем посещать психологов. Это люди которые спасают жизни. Но нужно быть настоящим профессионалом, что бы помогать, а не вредить людям!

    Психология в последние годы довольно популярной стала среди молодежи. Вот только, как видно из статьи, она гораздо сложнее и многограннее банальной фразы «хотите об этом поговорить?», с которой часто ассоциируют психологов. Интересная информация, спасибо.

    Психология — это довольно интересная наука, та, которую хочется изучать не только в обязательной институтской программе, но и самостоятельно, для саморазвития. Она очень помогает в жизни, в процессе общения с другими людьми, достижения собственных жизненных целей.

    В СССР о психологии говорили очень мало и информация для простых людей была даже под запретом. А ведь это очень важные знания и многое люди все же должны знать, мы многое делаем не осознанно, но наши действия все равно срабатывают и порой оказываются негативными. Но если знать и делать направленно, легче добиться успеха.

    Психология — это действительно наука, только вот каких «психологов» рождает наше общество? Где ее сейчас активно применяют? В НЛП, для увеличения продаж и формирования общества «потребителей», а не творцов и это факт. Когда человек персонально начинает интересоваться психологией, читать книги и анализировать — то это нужная обществу психология, в отличие от той, когда «безмозглый биоробот» приходит за помощью к так называемому психологу, в надежде на то, что сеансы с «более знающим человеком» решат его проблемы. Спасение утопающего — дело рук самих утопающих. Нужно жить своей головой, а не советами тех, кто вам говорит, что правильно, а что нет.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!